Занятие №1 Знакомство с пациентами. Организация работы Школ для больных сахарным диабетом.

Обучение пациентов является одним из важнейших аспектов деятельности врача общей практики, реализация образовательных программ для больных сахарным диабетом должна стать одной из первостепенных задач, которые должны решаться в условиях общей практики.

Для обучения пациентов с сахарным диабетом возможно использовать следующие формы:

1. Индивидуальное обучение, рекомендуемое чаще для детей, а также при первичном обучении взрослых с впервые выявленным диабетом и беременных, заболевших сахарным диабетом. Предлагаемая форма обучения проводится по интенсивной программе с четкими инструкциями по правилам контроля диабета и по практическим аспектам лечения инсулином и диетотерапии.

2. Групповое обучение пациентов, имеющих «стаж» заболевания и личный опыт контроля диабета. Групповое обучение может базироваться:

- на формальных инструкциях, как при проведении индивидуального обучения;

- на совместном обсуждении с пациентами основных теоретических вопросов лечения диабета с анализом понимания и усвоения и обязательным практическим тренингом.

Как показывает опыт работы с больными сахарным диабетом, именно 2-я форма группового обучения является для них наиболее предпочтительной. Более эффективно обучение в группах из 7-10 человек, формируемых в соответствии с типом диабета, с учетом возраста пациентов, их социально-культурного уровня и т.д. При таком формировании группы облегчается работа преподавателя и повышается интерес участвующих в занятиях.

Организация «школ для больных сахарным диабетом»

Минимальный штат «школы обучения» должен состоять из специалиста, проводящего обучение, и медицинской сестры. Возможно привлечение к работе специалиста по «диабетической стопе» и психолога.

Важнейшей задачей школы для больных является формирование и поддержание у больных стойкой мотивации, направленной на реализацию полученных в ходе обучения знаний и навыков в повседневной жизни. Успех обучения определяется формированием мотивации больных, использованием обратной связи, тренировки и повторения. Мотивация — это интерес и желание больного обучиться и выполнять необходимые терапевтические действия. При формировании мотивации решающее влияние оказывает поведение обучающего во время занятия (как именно он вовлекает больных в тренировку навыков самоконтроля, как объясняет новое, как учитывает индивидуальные проблемы больных).

Во время занятий ведется непрерывный непрямой контроль усвоения материала, достижения целей обучения; проверяются практические навыки. Все рекомендации даются не в форме жесткого ограничения привычек и образа жизни больного, а в виде поиска путей к большей независимости от заболевания при поддержании хорошего качества лечения.

Оценка эффективности обучения. Важной задачей является постоянное длительное наблюдение со стороны врача, а также эффективный самоконтроль и самолечение со стороны больного. С учетом привлечения врачей общей практики к ведению таких пациентов методы оценки эффективности обучения пациентов могут быть ими использованы для оценки своей деятельности по оказанию помощи пациентам с сахарным диабетом 2-типа.

Качество оказания помощи больным сахарным диабетом целесообразно оценивать до проведения программы, непосредственно после ее окончания и в динамике по следующим группам показателей:

1. Метаболические параметры: уровень содержания гликозилированного гемоглобина (наиболее информативный показатель), уровень гликемии, глюкозурия, ацетонурия, показатели жирового обмена и т. д.

2. Частота развития острых осложнений диабета (в основном для больных сахарным диабетом 1-го типа): диабетический кетоацидоз и тяжелые гипогликемии с потерей сознания или без нее, для лечения которых потребовалось введение глюкагона или внутривенное введение глюкозы.

3. Медико-социальные параметры: количество дней временной нетрудоспособности и число временно нетрудоспособных больных с выделением продолжительности и количества случаев госпитализации, причем все указанные параметры регистрируются как в связи с диабетом и его осложнениями, так и в связи с другими заболеваниями.

4. Показатели «качества жизни», оценка которых возможна при наличии специальных вопросников и возможности интерпретации результатов опроса.

5. Уровень знаний о диабете оценивают с помощью стандартных вопросников, специально разработанных для этого и отвечающих требованиям, предъявляемым к тестам такого рода. Оценка уровня знаний проводится до обучения, непосредственно после окончания и в динамике через определенные промежутки времени. Однако повышение уровня знаний больного далеко не всегда приводит к желаемому улучшению компенсации, в первую очередь потому, что не у всех пациентов удается добиться необходимых для этого изменений в поведении. Оценка поведения, связанного с диабетом, обычно проводится по следующим показателям: наличие «дневника диабета» с соответствующими записями,регулярность самоконтроля, изменения дозы инсулина и пероральных сахароснижаюших препаратов, наличие у больного при себе легкоусвояемых углеводов и т. д.

6. Анализ экономической эффективности программы лечения и обучения проводится по специальным методикам и позволяет сравнить затраты и экономию средств при применении различных методов лечения любой патологии.

7. Оценка частоты и тяжести хронических сосудистых осложнений диабета после внедрения обучения возможна, но осуществление ее на практике представляет значительные трудности, так как для этого требуется проведение перспективных когортных исследований большой продолжительности.