Занятие №4. Психическое здоровье пожилого человека

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Люди неодинаково переносят сложности жизни, различные потрясения и неприятности. Возникшее при этом нервное перенапряжение может стать причиной срыва, который нередко происходит именно в пожилом возрасте, характеризуется определенным снижением защитных сил организма. Как выстоять, уберечь нервную систему от этого срыва? Огромное значение здесь имеет жизненная позиция человека.

Каждый человек обладает определенным социальным статусом - положением, которое он занимает в обществе, семье, трудовом коллективе. И характер статуса, и характер приемов, разумеется, во многом зависят от индивидуальности человека, его личности. Понятно, что какая-то серьезная болезнь вызывает нарушение сложившегося статуса, особенно у лиц пожилого возраста. Важно при этом заметить, что пожилого человека, прежде всего, пугают не столько физические неудобства, связанные с постигшей его болезнью, сколько изменившееся отношение окружающих, преувеличенные представления о собственной ущербности; Эти отрицательные эмоции, с которыми не каждому удается справиться самостоятельно, могут в будущем вызвать изменения в личностных реакциях данного человека, его отношении к себе, жизни, людям и в конце концов привести к возникновению невроза.

Психические изменения могут наступить довольно рано. Наиболее ранним и частым симптомом является астения. У больных снижается работоспособность, появляется быстрая утомляемость, им становится трудно переключиться с одного вида деятельности на другой и еще труднее осваивать новое дело. Астеническое состояние развивается очень медленно и имеет волнообразное течение: иногда состояние больного улучшается на длительный промежуток времени. Астеническое состояние сопровождается явлениями раздражительной слабости, больные чувствительны, обидчивы, склонны к слезливости. Постепенно развивается снижение памяти, которое выражается в том, что больному трудно вспомнить даты, имена, термины. Вначале нарушения памяти проявляются лишь эпизодически, наиболее отчетливо при переутомлении. Однако постепенно возникают все чаще. В течение нескольких лет больные справляются со своими привычными обязанностями, однако затрачивают на их выполнение больше усилий и времени. В дальнейшем расстройства памяти выражаются в том, что больной с трудом запоминает и усваивает новые, вновь приобретенные знания, а память на прошлое длительное время остается сохранной.

Настроение больного обычно пониженное. Иногда оно углубляется до состояния депрессии со слезоточивостью, самоупреками. Развиваются выраженные нарушения памяти. Изменяется все поведение больного - он становится многоречивым, навязчивым, раздражительным, эгоистичным. Круг интересов сужается и сосредотачивается на мелочах.

Беда большинства людей пожилого возраста в том, что у них скудеет арсенал психологической защиты; менее доступным становится спорт, сужается круг друзей, исчезает интерес к прежним увлечениям. Однако каждый должен постараться найти ' новые приятные ему занятия. Одни, например, с удовольствием проводят время с внуками; другие увлекаются рукоделием, поделками, столярными и прочими работами; третьи - чтением, музыкой, общественной работой, «малым туризмом» - прогулками в ближайшем пригороде или парке.

Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего работает. В отличие от неживой природы все структуры живого тела не только постепенно разрушаются, но и непрерывно восстанавливаются. Для нормального самообновления этих структур нужно, чтобы они непрерывно функционировали. Поэтому все выключенное из действия обречено на вырождение и гибель. Атрофия наступает от бездействия! Ни один лентяй не достиг активного долголетия, почти все достигшие ее вели деятельный образ жизни.

Можем ли мы заставить головной мозг работать больше, таким путем задержать, «отсрочить» его старение?

Да, можем. Всякая работа, требующая участия мозга, улучшает, укрепляет его функцию. В результате его деятельность усиливается.

Исследования последнего времени убедительно показывают, что у людей пожилого возраста, головной мозг которых находится в активном состоянии, не снижаются умственные способности, имеющие решающее значение для человека. А то незначительное ухудшение, которое порой все же приходится наблюдать, несущественно, оно не мешает - нормальному функционированию. Как и любой другой орган, мозг нуждается в постоянной тренировке. Даже больные, перенесшие инсульт, и люди с серьезными повреждениями мозга в результате несчастных случаев добиваются улучшения своего здоровья с помощью упражнений - займитесь устным счетом, начните учить иностранный язык, разгадывайте кроссворды, головоломки, попробуйте освоить какое-то совершенно новое занятие: живопись, игра на музыкальном инструменте и т. д

Пишите себе письма. Расписание дел на неделю, на день, листок со всеми памятными датами, список покупок - такая же необходимость, как телефонная книжка. Сделайте памятку в прихожей, не забудьте взять ключи, выключить электроутюг, не остался ли 'проездной в кармане другого пальто и т. д.

Положите на видном месте листок бумаги и карандаш, чтобы записывать дела и соображения сразу, как только они приходят в голову, пока их не вытеснили новые заботы. Еще один листок положите для записи о том, кто звонил и что говорил.

Организованность и вовремя заведенные полезные привычки, помогают ничего не упускать независимо от состояния вашей памяти, и все успевать.

Хороший поливитаминный препарат с минералами поможет вам обеспечить свой мозг «строительными материалами», необходимыми ему для работы. В частности, это витамины группы В (фолиевая кислота, В1, В6, В15). Разнообразное и полноценное питание плюс эмоции тоже дадут положительный эффект.

Большинство людей считают себя совершенно здоровыми, если у них более менее нормально функционируют физиологические системы. Тем не менее они могут быть больны вплоть до неизлечимых хронических болезней, которые не выявляется тестами оценки физического здоровья и связаны с нарушением их психики.

Психически здоровый человек, это человек, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена возможность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности, что совершенно необходимо для здорового образа жизни.

Наиболее важным критерием психического здоровья исследователи считают психическое равновесие. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее возможностями адаптироваться к окружающим условиям. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и  условий его жизни, его приспособленность к ним.

К другим критериям психического здоровья принято относить:

способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;

целеустремленность, работоспособность, активность;

полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

критический подход к обстоятельствам жизни;

автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

независимость и естественность поведения;

чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;

самообладание и способность радоваться. 

Расстройство психики очень распространенное явление среди населения, но, к сожалению, большинство таких больных считают себя совершенно здоровыми и даже приверженцами Здорового образа жизни. Реально оцените адекватность восприятия действительности Вами и Вашими близкими. Наиболее распространенные расстройства психики: иллюзии (искаженное восприятие существующих явлений), галлюцинации (восприятие несуществующих явлений), деперсонализация (нарушение восприятия своего тела), диреализация (нарушение восприятия пространства и времени), символическое мышление (придание обычному особого значения),  аутистическое мышление (оторванность от внешнего мира), навязчивые состояния (мании и фобии), сверхценные идеи (придание обыденным мыслям особой ценности), парамнезия (ложные воспоминания), парабулия (нарушение природных влечений и инстинкта самосохранения), эйфория,  раздвоение личности.